Краеведческая выставка «Старый Харьков»

Основана в 1994 году.

13 5

Идея создания в музейном комплексе краеведческой выставки «Старый Харьков» была вызвана желанием показать молодому поколению харьковчан красоту архитектуры родного города. Выставка создана студентами и преподавателями градостроительного факультета под руководством архитектора, профессора В.А.Кодина. На живописных студенческих работах можно увидеть уголки старого города 19 столетия. В состав экспозиции входит единственная в Харькове диорама «Вид на исторический центр города Харькова. 1914 год”, выполненная студентами градостроительного факультета С.Бушмановым, А.Цыгановой, С.Овчаренко (руководитель В.А.Кодин, научный консультант А.Ю.Лейбфрейд).

246

Жемчужинами музейной экспозиции является коллекция старинных книг и открыток о Харькове и уникальная картографическая коллекция Заслуженного деятеля культуры Украины, Председателя правления Харьковской организации краеведов, доцента кафедры инженерной экологии городов Ивана Ефимовича Саратова. которая передана в фонд музея благотворительно, а также историко-архитектурний каталог академика архитектуры, патриарха краеведения Слобожанщины А.Ю.Лейбфрейда.

7 8

На базе выставки «Старый Харьков» проводятся краеведческие чтения, Круглые столы по истории градостроительства и городского хозяйства. Харькова. Демонстрируются тематические выставки и действуют образовательные проекты.

Совместно с Центральным государственным научно-техническим архивом Украины с 2005 года осуществляется проект «Архивная научно-техническая документация в в учебные вузовские программы» Проект нацелен на ознакомление студентов с документальными архивными фондами ЦГНТА Украины, на использование архивной информации в учебном процессе, на создание виртуальных учебных программ, с помощью создания моделей по исторической реконструкции инженерных систем городского хозяйства. В рамках этого проекта отделом использования архивной информации ЦГНТА Украины продемонстрировано студентам интересные архивно-документальные выставки о реальных городских постройках. Студенты ознакомились с исторической информацией и методами грамотной работы с архивной документацией.

Музей. Миртала Пилипенко. Скульптор и поэт

Основан в 1996 г.

2Скульптура "Украина-Феникс-Лелека"

1Миртала Пилипенко – американский скульптор и поэтесса украинского происхождения. Член Союза писателей Украины, Член-корреспондент Украинской Вольной Академии Наук в США. Проживает в Америке, в штате Аризона.

Миртала родилась в Харькове, в семье украинского писателя и общественного деятеля Сергея Владимировича Пилипенко, который принадлежит к тому трагическому поколению украинских писателей, жизненный путь и творческое наследие которых было репрессировано сталинским режимом.

Когда ее отец по вымышленному обвинению был репрессирован как «враг народа», ее с матерью и старшей сестрой Асей депортировали из Украины в город Калинин. Жизнь семьи врага народа была крайне тяжелой. Запрещено было говорить об отце, нельзя приглашать домой друзей. После 10-летней ссылки, семья нелегально вернулась на Украину. Перед началом войны семья жила под Винницей, в крестьянском хлеву на околице села.

Во время Великой Отечественной войны семья Мирталы Пилипенко была вывезена фашистами на принудительные работы в Германию, где находилась до 1945 года. После освобождения и долгих лет скитаний судьба забросила семью в Италию, Англию, а затем в США.

Первое впечатление от высокого искусства произошло в Италии, в Неаполе, где Миртала впервые увидела античные скульптуры, музеи, храмы. Но скульптурой она увлеклась уже в Америке. Начала посещать студию, где занималась лепкой. Потом устроясь на работу в библиотеку Гарвардского университета, попросила разрешение посещать курсы в классе скульптуры свободным слушателем (на постоянную учебу денег не хватало). И вскоре ее педагог по скульптуре сказал юной художнице «Вы должны идти этим путем». Но к этому времени Миртала уже чувствовала свое призвание.

Художественное образование Миртала получила в школе при Бостонском музее искусств. После успешного окончания была поощрена стипендией на творческое путешествие в Европу. В Париже молодая художница совершенствовала свою профессию, обучаясь у известного скульптора Осипа Цадкина в школе искусств Ля Гранд Шомиер и у Кутурье, в Школе декоративного искусства. По завершении обучения в Тафском университете в Бостоне становится бакалавром искусств. Некоторое время Миртала работает преподавателем на курсах скульптуры, а затем полностью посвящает себе творчеству.

Миртала Пилипенко создала многообразие бронзовых скульптур, которые получили высочайшую оценку в художественном мире и международное признание. Творчеству Миртали посвящены многочисленные теле- и радиопередачи. Миртала владеет и искусством поэтического слова. Скульптура и поэзия две грани таланта художника

В США и Украине изданы многочисленные книги и альбомы с репродукциями скульптур Миртали. Произведения скульптора экспонируются на многих персональных и групповых выставках в США, Канаде, Франции, ее бронзовые скульптуры украшают свыше 200 частных коллекций. Экспонируются во всемирно известных музеях и художественных галереях.

Миртала создала новый синтетический жанр, где музыка, поэзия скульптура совмещаются с актерской игрой на сцене и световыми эффектами. На основе собственных скульптурных композиций, поэзий, музыки выдающихся композиторов она создала театральные спектакли и видеопрограммы:

31

245

В центре творчества мастера всегда стоит человек и исконные философские вопросы. При внешней строгости и сдержанности скульптуры Мирталы дышат теплом доброты, привлекают душевной гармонией. Человек и Вселенная, духовное и материальное, пространство и время, красота и вера – вот неисчерпаемые темы которые вдохновляют скульптора.

Коллекция скульптур, которая экспонируется в музейном комплексе Харьковского национального университета городского хозяйства имени А.Н.Бекетова - самая многочисленная на Украине.

В своей дарственной университету Миртала Сергеевра написала: «Дарую з великою радістю свій творчий доробок своїй Батьківщині – Україні».

5
Выставка скульптур Мирталы пилипенко

3 4
Творческий вечер Миртала Пилипенко в музее во время ее приезда в Харьков, 1998 год

7
Литературный вечер, посвященный творчеству Мирталы

Музей украинского писателя и общественного деятеля С.В.Пилипенко

1Основан в 1996 году.

Имя Сергея Владимировича Пилипенко - украинского писателя, публициста, выдающегося борца за возрождение украинской культуры , основателя легендарной писательской организации "Плуг", сегодня для широкого круга читателей остается неизвестной фигурой в истории украинской культуры . Его имя и творческий наследие были изъяты из общественного процесса в связи с репрессиями в 1933 году. Сергей Владимирович Пилипенко реабилитирован посмертно в 1957 году.

28 августа 1996 в Харькове во время проведения III Международного конгресса украинцев в музейном комплексе университета был открыт мемориальный музей украинского писателя и общественного деятеля Сергея Владимировича Пипипенка, а также выставку скульптур его дочери Мирталы, всемирно известного мастера, которая пoдapила свое творчество музею.

21 июня 1998 на площади Розы Люксембург, на фасаде дома, (бывшем «Крестьянском доме"), где в 20 -е годы рождалась и становилась на ноги украинская литература, где работали многие из тех, кого позже назовут "расстрелянным Возрождением", была открыта мемориальная доска (автор Миртала Пилипенко) памяти украинского писателя, общественного деятеля Сергея Владимировича Пилипенко.

4 5

В декабре 1999 p. в музее состоялись Первые мемориальные " Пилипенкивськие дни". Здесь прошел вечер " Венок памяти из музыки, света , воспоминаний и размышлений". Издан альманах музея " Пилипенковская тетрадь", где впервые за последние десятилетия были напечатаны произведения писателя С.В. Пилипенко и научные исследования о его творчестве.

6 9

С 2006 года в университете проводятся научно-практические конференции «Пилипенковские чтения».Тематика чтений охватывает литературно-художественную жизнь Харькова на историческом фоне Украины 1920-1930-х годов.

8Мемориальный музей, вошел в современную структуру музейного комплекса Харьковского национального университета городского хозяйства имени А.Н.Бекетова. В сотрудничестве с дочерьми писателя - Мирталой Сергеевной Пилипенко и Асей Сергеевной Гумецкой собраны уникальные материалы – документы, фотографии, раскрывающие жизненный путь и творчество Сергея Владимировича. Сегодня в музее раскрывается история украинской культуры периода 1920-1930-х годов ХХ столетия и судьбы ярких представителей плеяды украинской интеллигенции.

Сегодня, в условиях реформирования материальной и духовной культуры, образования и науки, в Харьковском национальном университете городского хозяйства имени А.Н.Бекетова обращают большое внимание на процессы духовного развития, на понимание молодежью того, как зарождались в Украине благородные идеи бескорыстного служения Родине.

О Пилипенко

О Пилипенко1

ПИЛИПЕНКО

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

1891 - 1934

Украинский писатель, публицист, организатор и воспитатель творческой молодежи, журналист, редактор многих украинских газет, издатель, борец, за возрождение украинской культуры, основатель первой украинской писательской организации «Плуг».

Сергей Пилипенко - человек, которым восхищались в 20-е годы ХХ столетия современники, но после событий, связанных с репрессией, на долгое времяоставался малоизвестной фигурой в истории украинской культуры. Его жизненный путь и творческое наследие стоят отдельного исследования, потому что разговор о культурно-литературной жизни Украины, которая в начале 20-30-х годов ХХ века была сконцентрирована в Харькове, невозможно без этого неординарного человека.

Пилипенко Сергей Владимирович – родился 22 июля в 1891 г. в Киеве в семье народного учителя.

В 1909 г. закончил Первую киевскую гимназию. Учась, активно участвовал в кружках Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), членом которой считал себя с 1908 г. После гимназии поступил на исторический факультет Киевского университета (отдел славистики). Мечтал посвятить себя литературе и изучению иностранных языков.

К началу Первой мировой войны учительствовал в м. Броварах. Летом в 1914 г. Сергея Пилипенко призвали в царскую армию и отправили на фронт, где он прошел путь от рядового до капитана, был трижды ранен, отличился беспримерным мужеством и отвагой, получил все возможные боевые офицерские награды. В это же время начинает заниматься журналистикой, редактировал в Риге фронтовую газету “Украинский голос”.

После демобилизации в 1918 г. вернулся в город Киев. Продолжил заниматься литературой и журналистикой. Возглавил редакцию газеты «Народная воля». Затем работал главным редактором газет “Большевик”, “Вести”, “Коммунист. Во время Гражданской войны командовал бригадой Красной Армии.

По окончании Гражданской войны редактировал газету “Крестьянская правда”, занимал руководящие должности в издательствах “Книгоспілка”

Организовал первую в Советском Союзе писательскую организацию «Плуг» и стал ее председателем. Этот период жизни Сергея Владимировича наполнен активным писательским трудом и изданием своих книг и статей.

3

2-2 4-1

В конце 20-х годов ХХ столетия Сергей Владимирович Пилипенко работает директором Научно-исследовательского института Тараса Шевченко в Харькове (сотрудничает с выдающимся деятелем Д. Багалеем). Возглавлял редакционную коллегию литературоведческого журнала – «Литературный архив», редактором научных изданий произведений классиков, в 1931-32 р.р. вошел в редколлегию «Литературной газеты», был ответственным секретарем Федерации писателей Украины.

Редакторский труд забирал у С.В. Пилипенко немало времени. Все же он оставил интересное и разнообразное литературное творчество. Он известен как публицист, автор поэзий, очерков, рассказов, сказок, юмористических и сатирических произведений. Значительная часть литературного наследия была опубликована при его жизни. Но немало произведений затеряно и уничтожено.

Постановлением партийной коллегии ЦКК КП(б) от 21 июня 1933 года. С.Пилипенко исключен из партии “как не большевик; за искажение национальной политики, идеологическую неустойчивость и примирительное отношение к буржуазно-националистичним элементам”.

После обыска на квартире в доме “Слово” 29 ноября в 1933 г. С.В.Пилипенко был арестован и разделил судьбу целой плеяды представителей украинской интеллигенции 1930-хх годов ХХ столетия, трагическую судьбу тех, кого позже назовут Расстрелянное Возрождение.

Секретно-политичний отдел ГПУ УССР увидел в его действиях такие признаки преступлений, предусмотренных в 54-8 и 54-11 Уголовного кодекса УССР: - “Был активным участником украинской контрреволюционной организации – национальный блок УВО, которая стремилась свалить Советскую власть на Украине путем вооруженного восстания, принадлежал к террористической группе, лично возглавлял террористическую тройку в организации покушения на Голову Совнаркома УССР тов. Чубаря”.

Судебная тройка 23 февраля в 1934 г. ходатайствовала перед Коллегией ОГПУ о применении к Пилипенко “высшей меры социальной защиты – расстрел”.Коллегия ОДПУ УССР 3 марта в 1934 г. утвердила это предложение.

Прошло время.

Постановлением военного трибунала Киевского военного округа от 30 апреля в 1957 г. приговор относительно Пилипенко С.В. был отменен и дело прекращено из-за отсутствия состава преступления. Сергей Владимирович Пилипенко реабилитирован посмертно.

Сегодня, в наше время, имя Сергея Владимировича Пилипенко возвращается в нашу историческую память. Оно звучит на многочисленных международныхлитературных и исторических конференциях не только в нашей стране, но и зарубежом. Его творчество и общественная деятельность, вклад в развитие украинской культуры изучают студенты, будущие филологи и журналисты, в украинских и американских (в том числе Мичиганском и Иллинойском) университетах.

О Бекетове

1

БЕКЕТОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

1862 -1941

Академик архитектуры

Действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии художеств,

Действительный член Харьковского отделения Императорского Русского технического общества,

Действительный член Академии архитектуры СССР,

Заслуженный деятель искусств УССР,

член Всесоюзного, Республиканского и Харьковского Союза архитекторов.

Профессор Харьковского института инженеров коммунального строительства с 1935 по 1941 гг.

Алексей Николаевич Бекетов родился 3 марта (19 февраля по ст.стилю) 1862 г. в Харькове, в семье выдающегося ученого - химика академика Николая Николаевича Бекетова (1827–1911) - одного из создателей современной физической химии.

В Харькове прошли детские годы Алексея. Здесь он окончил Первое реальное училище, где рисунок и живопись преподал ученик К.Брюлова – Дмитрий Бесперчий. Кроме того Алексей Бекетов обучался в частной художественной школе М.Д.Ивановой-Раевской, ставшей первой женщиной России, которой Академия художеств присвоила звание художника.

Решающую роль в формировании взглядов будущего архитектора сыграли наиболее близкие люди: отец Николай Николаевич Бекетов и дядя – Андрей Николаевич Бекетов (1925–1902)– ученый-ботаник, один из основоположников морфологии и географии растений, ректор Петербургского университета. Его дочь Александра стала матерью великого русского поэта Александра Блока.

Архитектурное образование А.Н.Бекетов получил в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств (1882–1888), где его учителями были такие видные петербургские мастера конца XIX – начала XX века, как Р.А.Гедике, А.И.Кракау, Д.И.Гримм.

После окончания Императорской Академии художеств А.Н.Бекетов в 1889 году вернулся в Харьков. «Я стоял возле сказочных дворцов и вспоминал узкие переулки родного города, тесные и грязные, застроенные глиняными домиками улицы, − вспоминал Алексей Николаевич, - и меня с безудержной силой потянуло в Харьков, захотелось отдать ему все свои способности».

Первой заметной творческой удачей молодого архитектора была победа в закрытом конкурсе на проект нового здания Коммерческого училища (1889-1901), организованном Купеческим обществом. Проект отличался рациональностью, удобной планировкой, классическими пропорциями, строгостью изящно прорисованных деталей. Коммерческое училище (ныне главный корпус НУ «Юридической академия Украины им.Ярослава Мудрого) стало первой постройкой А.Н.Бекетова в Харькове.

В 1891 г. А.Н.Бекетов избран Действительным членом Харьковского отделения Императорского Русского технического общества.

В 1894 г. А.Н.Бекетов выполнил проект на звание академика архитектуры на тему «Библиотека на 1,5 млн. томов с галереей великих людей и нумизматическим музеем». За отличные познания в архитектуре, доказанные программным проектом, С.-Петербургская Императорская Академия художеств присвоила А.Н.Бекетову звание Академика архитектуры и избрала его Действительным членом Академии художеств.

В 1900 г. А.Н.Бекетов был избран членом-корреспондентом С.-Петербургского «Общества архитекторов» и членом-сотрудником «Общества архитекторов-художников».

А.Н.Бекетов активно рабо тал в журнале «Зодчий», а также в «Еженедельнике» и «Ежегоднике» Общества архитекторов-художников при Академии Художеств, где напечатаны наиболее выдающиеся работы архитектора. Участвовал во всех 5-ти Всероссийских съездах зодчих в г. С.-Петербурге и г.Москве.

Быстро растущий город Харьков переживал в это время строительный бум и привлекал как деловых людей, так и архитекторов, перед которыми открывались большие возможности. За 1890–1910-е гг. облик Харькова изменился до неузнаваемости: из губернского города он превратился в крупнейший образовательный, торговый и промышленный центр юга Российской империи.

Ключевая роль в формировании архитектурной среды города принадлежала А.Н.Бекетову. По его проектам в Харькове было построено около 50 зданий, большинство из которых расположены на центральных площадях и улицах. Выполненные в различных стилях и отличающиеся масштабностью, представительностью, эти сооружения до сегодняшнего дня определяют характер застройки центральных ансамблей города.

Учебные заведения – одно из важнейших направлений в творчестве архитектора. Это было связано не только с развитием Харькова, как интеллектуальной столицы юга Российской империи, но и с традициями семьи Бекетовых, для которой работа в области распространения образования была одним из первоочередных общественных дел. Поддерживая эти идеи архитектор проектировал учебные заведения и для других городов: женское Епархиальное училище в Лубнах (1907), Высшее горное училище в Екатеринославе (1912), а также учебные заведения в г.Белгороде. Проекты важнейших сооружений, служивших делу народного просвещения для Харькова, были выполнены А.Н.Бекетовым безвозмездно. Это проект Общественной библиотеки (1899-1901) (ныне ХГНБ им.В.Г.Короленка) и проект здания Харьковской женской воскресной школы Х.Д.Алчевской (1896) (ныне Выставочный зал Харьковского художественного музея).

16

Имя А.Н.Бекетова связано с крупнейшим ансамблем центра Харькова – Николаевской площадью (ныне пл.Конституции). Здесь были построены здания банков:

Земельного (1896-1897) , Торгового (1899), Волжско-Камского (1906-1907) и первое здание Азовско-Донского банка (1894-1896).

В это время А.К.Алчевский основал Донецко-Юрьевское металлургическое общество, развивая металлургическую промышленность страны. А.Н.Бекетов спроектировал производственные корпуса и рабочий поселок металлургического завода, положившего начало г. Алчевску.

По проекту А.Н.Бекетова построено здание Харьковского медицинского общества и Пастеровского институт (1911-1913) (ныне НИИ им. И.И.Мечникова), Коммерческий институт (1914-1916) (ныне ХНТУСХ им. П.Василенко), здание судебных установлений (1899-1902) (ныне Аппеляционный суд Харьковской обл.), Церковь Рождества Богородицы (Ново-Каплуновская) (1896-1912) (не сохранилась), приют для дворянских сирот (1913-1915) (ныне корпус НУ «Юридической академия Украины»).

В настоящее время перед парадным входом в ХНУ им. В.Н.Каразина стоит памятник его основателю, созданный в 1905-1907 г.г. скульптором И.Андреолетти и архитеектором А.Н.Бекетовым.

Ярко как архитектор А.Н.Бекетов проявил себя в проектировании особняков. Среди них особняки: семьи Алчевских (1891-1893) , семьи Бекетовых (1897) (нынеХарьковский Дом ученых), И.Е.Игнатищева (1912-1914) (ныне Харьковский художественный музей) в Мироносицком переулке, семьи Д.А.Алчевского (1895-1896), П.В.Маркова (1899-1901), Ф.В.Писнячевского(1902-1903) на Садово-Куликовской и др.

4 2

Особняки, построенные по проектам А.Н.Бекетова для частных лиц, оказались настолько хорошо спроектированы, что сегодня они успешно выполняют роль важных учреждений.

3 5

Особое место в творчестве архитектора принадлежит работам в Крыму. Первым сооружением на Черноморском побережье в Профессорском уголке под Алуштой была собственная дача (1895-1896), сегодня здесь Дом-музей А.Н.Бекетова. В Симферополе по проекту А.Н.Бекетова построен щироко известный Русский драматическийо театр (1911), в Алуште пансионат «Вилла «Марина».

6 7 8

А.Н. Бекетов мечтал о серьезной работе, направленной на комплексное развитие архитектуры крымского побережья, на развитие отечественных курортов При строительстве в природных живописых местах архитектор очень бережно относился к природе, сохраняя природный ландшафт, проектируя великолепные парки.

До революции 1917 г. А.Н. Бекетову довелось работать в крупных центрах юга России и Украины: в Екатеринославе, Ростове-на-Дону и Новочеркасске.

Революция кардинально отразилась на жизни Харькова, ставшего в 1919 г. столицей Украины. В связи с этим в городе были намечены масштабные мероприятия по градостроительной реконструкции, в которых принимал участие и А.Н.Бекетов. Однако, с переводом столицы в Киев в 1934 г., многие планы остались неосуществленными. А.Н.Бекетов продолжает много работать на Черноморском побережье.

В 1926-1933 по проекту А.Н.Бекетова в Одессе строится крестьянский санаторий на Хаджибеевском лимане, в 1933-1939 в Алуште дом отдыха для работников Треста «Главспирт», а в 1936 г. - гостиница «Рица» в Гаграх.Намечая пути развития Крыма, он указывал на первостепенность решения транспортной проблемы и освоения местных природных материалов.

Строил А.Н. Бекетов в Донбассе сначала как один из учредителей ВАСО (Всеукраинского строительного общества), затем как сотрудник Архистроя при ВСНХ, а после его ликвидации – как старший архитектор Донугля. По его проектам застраивались поселки в Кадиевке и Горловке. Кроме домов для рабочих Донбасса, А.Н. Бекетов разработал несколько типовых проектов школ, массовое строительство которых стало насущной проблемой при введении в начале 1930-х всеобщего образования.

В 1936 г. А.Н. Бекетов для г.Баку создает типовой проект жилой застройки поселка Монтина.

После революции 1917 г. Бекетов продолжал работать в традиционных для его творчества направлениях, а также осваивал новые, возникновение которых было обусловлено изменившимися социальными и политическими условиями. Тем не менее, фундаментальные принципы проектирования, усвоенные еще в Академии художеств, пронизывали все его работы независимо от разнообразных задач, которые приходилось решать на протяжении полувека его творческой деятельности.

В этот период по проектам А.Н.Бекетоа построены Электротехнический корпус Харьковского технологического института (1921-1929), жилой дом работников Южной железной дороги (1925-1936), выполнены конкурсные проекты здания Госпрома (1925), дворца Техники ЮЖД (Первая премия) (1933), надстройка и оформление фасада Госбанка (1929-1932), жилой дом сотрудников ЦК КПбУ в Киеве (1935) и др..

Свои знания, навыки и опыт А.Н.Бекетов передал нескольким поколениям архитекторов, посвятив преподавательской деятельности большую часть своей жизни.

Учениками А.Н.Бекетова в разное время были известные в дальнейшем архитекторы – В.Г.Кричевский, А.Н.Душкин, А.А.Таций, А.М.Касьянов, Ф.Ф.Олейник, Я.Г.Лихтенберг, В.Н.Пети и многие другие.

В 1889 г. А.Н.Бекетов был приглашен в Харьковский технологический институт на должность преподавателя архитектурного проектирования и черчения. С 1892 года ХТИ поручает ему чтение общего курса строительного искусства и архитектуры.

В 1898 году при образовании в ХТИ Инженерного факультета А.Н.Бекетову поручается составление программ чтения курса истории архитектуры, а также руководство дипломным и курсовым проектированием. На основании читанных им в ХТИ курсов лекций в 1909 г А.Н.Бекетов издал книгу «Архитектура».

Совмещая работу в ХТИ в 1920 г. А.Н.Бекетов работал главным архитектором Харьковского художественного училища, в 1927 г. вел дипломное проектирование и был членом архитектурно-художественного Совета в Харьковском художественном институте, в 1929 г. – профессор архитектуры Харьковского механико-машиностроительного института. Алексей Николаевич работал штатным профессором ХТИ до перевода в 1930 г архитектурного отделения из ХТИ в другие вузы, где продолжал свою архитектурно-педагогическую деятельность.

А.Н.Бекетов утвержден членом Государственной Квалификационной комиссии в ХИИКСе и ХИСИ на Шатиловке, где в качестве консультанта, руководит дипломным проектированием. Организовывает для студентов ХИИКСа, будущих архитекторов учебно-производственные мастерские.

9 14

А.Н.Бекетов сотрудничает с Харьковским институтом инженеров коммунального строительства с 1935 г. г., вначале как консультант дипломного проектирования, а затем был приглашен руководством учебного заведения на работу штатным профессором на кафедру «Архитектурного и планировочного проектирования», впоследствии на кафедру «Архитектурного проектирования».

10 11

Этот период жизни А.Н.Бекетова был таким же активным и творческим.

В 1939 г. А.Н.Бекетов и утвержден Действительным членом Академии архитектуры СССР и ему присвоена ученая степень доктора архитектуры.

В 1939 году, отмечая 50-летие своей творческой деятельности, академик архитектуры А.Н.Бекетов назвал три стимула в работе, которые дают ему силы в пожилом возрасте: «Любовь к Родине, любовь к молодежи, любовь к природе, к изображению красот которой я стремился с самых ранних лет». Верный своему принципу «Архитектор должен разговаривать только с пером и логарифмической линейкой в руках» - А.Н.Бекетов упорно и плодотворно работал до конца жизни.

21 января 1941 году по представлению коллектива ХИИКСа Президиумом Верховного Совета УССР профессору А.Н.Бекетову было присвоено Почетное звание Заслуженного деятеля искусств УССР.

12  13

Волею судьбы ХИИКС - стал последним официальным местом работы и педагогической деятельности выдающегося педагога и мастера архитектуры. Алексей Николаевич проработал в институте до 22 сентября 1941 года, до трагического момента в истории учебного заведения – эвакуации в связи с Великой Отечественной войной.

Умер Алексей Николаевич Бекетов в Харькове 23 ноября 1941 года.

Творческое наследие академика архитектуры А.Н.Бекетова, его жизнерадостные, пронизанные светом здания и сегодня украшают многие города Украины и юга России.

Для Харькова – академик архитектуры Алексей Николаевич Бекетов неординарное явление, которое светло прикоснулось и оставило свой след в истории города навсегда, Человек, заслуживающий благодарности не только современников, но и потомков.

Академик архитектуры А.Н.Бекетов посвятил свое творчество Харькову и наш город отвечает ему любовью, признанием и благодарностью.